По факту или на перспективу? 

Директор Владикавказского политехнического техникума Давид Бирагов о том, как решить проблему нехватки рабочих рук на производстве:

Начнем с желания. Очень сильно хромает культура труда! Что я имею в виду? Желание трудиться, понимание того, что своим трудом благодаря приобретенной специальности он может зарабатывать – вот это сейчас у многих отсутствует. А что присутствует? Легкие деньги, примеры того, что обучаться ничему не надо, можно завести канал в социальных сетях и раскручивать его сомнительными видео. И это видео востребовано, его смотрят. Работая по специальности и получая 20, 30 тысяч рублей – для некоторых выпускников это не зарплата. А ситуация в экономике зачастую не позволяет платить больше. Блогер же может заработать больше. Видя это, молодой человек думает:да зачем мне нужна эта специальность?! Не все понимают, что хорошо, что плохо, что достойно, что недостойно.

На мой взгляд, работа по воспитанию культуры труда ведется слабо. А воспитание – фундамент всего остального. Культура труда должна начинаться еще в школе. Вспомните уроки труда, практику. У ребят закладывалось понимание того, что своим трудом он может кормить семью и приносить пользу экономике. Сейчас этого нет. А как рассуждают некоторые родители? Мы отправляем парня на дуальное обучение, где он приобретет и навыки, и рабочее место, а родители: нет, нам это не надо, наш мальчик еще успеет наработаться. Пусть сидит за партой. А «мальчику» 17–18 лет. И это уже почти мужчина. В 17 лет мой дед, приписав себе годы, ушел на фронт. А сейчас некоторые без мамы не могут дойти до учебного учреждения.

Что касается подготовки специалистов. Здесь я бы отметил, что материально-техническая база предприятий, бизнеса и образовательных учреждений колоссально отличается. Мы готовим специалистов по 15 специальностям. Возьмем одно из самых востребованных – автомеханик. Чтобы подготовить автомеханика, нужно соответствующее оборудование, в том числе диагностическое. У нас есть бизнес-партнер, который в своей мастерской предоставил нам это оборудование. А у техникума нет ничего! Есть помещение, где можно создать полноценный автосервис, но для его ремонта, отопления, оборудования надо не менее 10 млн рублей. Мы стремимся, стараемся изыскивать средства, ведь помимо диплома у студента должны быть знания и навыки.

Профильное министерство, конечно, в курсе проблем профессионального образования. Но давайте разбираться. Со времен развала Советского Союза до, примерно, 2010 года в систему СПО ничего не вкладывалось. Ветшали здания, устаревали станки, инструменты. Последние пять лет идет планомерное восстановление системы. И в первую очередь при помощи национальных проектов. Сейчас вводится новый проект «Профессионалитет», который предусматривает создание учебно-производственных кластеров совместно с бизнесом. Причем участие бизнеса весьма солидное, но для нашего региона это пока сложно. Сейчас вводится еще один проект, и мы надеемся в нем поучаствовать, готовим документацию. Нужны автомастерская, комплексы по туризму и ЧС. Мы готовимся принять в оперативное управление здание бывшей Садонской школы, идет согласование документов, после чего построим круглогодичный практический центр по подготовке специалистов по туризму и ЧС. В училище №3, которое вошло в состав техникума, создаем комплекс по столярному и мебельному производству. Он уже работает, но требует ремонта и оснащения. Уже выполняли заказы от минобра, и на эти средства открываем цех корпусной мебели. В общем, дело идет.

Как заинтересовать наставника? Представьте, что вы – наставник и делаете 5 деталей в смену. К вам придет ученик с базовыми знаниями, и через месяц вы будете делать 8 деталей в смену. Вырастет производительность труда. Вы будете получать за 7 изделий, а ученик пока за одно. Но он будет стремиться работать и зарабатывать, как вы. И руководитель, и наставник должны это понимать. Считаю, что это выгодно и тем, и другим.

В итоге скажу, нам надо создавать систему. В приоритете должны быть специалисты высокого класса. Необходимо внедрять и укреплять дуальное обучение. С каждым годом количество «дуальщиков» и процент их трудоустройства у техникума повышается. Это практически готовый специалист. 90% ребят призываются в армию, это неизбежно, но, что замечательно, работодатели ждут их возвращения.

Тамара Бунтури, газета «Северная Осетия».