Две сестры – одна история 

В Северной Осетии официально стартует Год педагога и наставника, объявленный Президентом России Владимиром Путиным. Друг, наставник, просветитель, вечный двигатель – это все о нем, о педагоге, роль которого в жизни каждого человека трудно переоценить. Ведь именно учитель во многом формирует личность ребенка, не только передавая ему знания, но и даря любовь и частичку себя.

Аза и Алла Амбаловы – учителя Владикавказского политехнического техникума, которые на двоих отдали педагогике 90 лет. Старшая, Аза, работает учителем 50 лет, младшая, Алла, – 40. Они разные, но объединяет их одна судьба и одна любовь – к детям и педагогике. Они даже преподают родственные предметы – математику и физику.

Сестры Амбаловы родом из Алагира. Аза работает в ГМТ уже семь лет, а Алла, которая пришла в техникум вслед за старшей, – почти два года. Девочки с детства мечтали стать учителями, вопреки воле родителей, которые хотели видеть кого-то из них врачом. Алла по сей день жалеет, что так и не получила второе высшее медицинское образование.

– Аза всегда хорошо училась, выезжала на различные олимпиады. Школу окончила экстерном и поступила в пединститут, – рассказывает Алла Амбалова. – Когда она была на третьем курсе, к ним приехала делегация из Германии, с которой она свободно разговаривала на немецком. Они хотели ее забрать с собой, да и она сама рвалась в Германию, но мы жили бедно и не смогли себе это позволить. После окончания института она по распределению попала в Дзинагу, где ей год пришлось прожить в маленькой комнатушке. Затем она переехала в Майрамадаг, где долгое время работала завучем.

Алла признается, что на ее профессиональное становление оказали влияние сестра и школьный учитель физики, которого она до сих пор вспоминает с большой теплотой.

– Я знала, что буду педагогом, причем именно физиком. Мы с сестрой всегда спорили, что важнее – математика или физика, – продолжает Алла. – Как-то нас повезли на олимпиаду в СОГУ. Когда я увидела лестницу, у меня сердце екнуло. Я подумала: неужели когда-нибудь буду спускаться по этим ступенькам? Все сбылось. Я поступила на физико-технический факультет СОГУ. Это получилось благодаря моему школьному учителю физики, который влюбил меня в этот предмет. Он был бесподобным человеком. Он говорил, что физику, как и любой вид искусства, надо пропускать через себя. Теперь я учу своих студентов этому. 

По мнению Аллы Амбаловой, самое главное в работе педагога – это уважение к детям. Этому ее научил преподаватель в институте. «Когда мы заходили в аудиторию, он привставал, чтобы поприветствовать нас. Я спросила, почему он это делает. Ответ меня поразил: «Когда я, будучи старым, встречу на проспекте Мира своих бывших студентов и они, увидев меня, не привстанут, мне будет очень больно», – говорит Алла.

Также она убеждена, что «не надо делить детей на хороших и плохих, на успевающих и не очень, на богатых и бедных. Все должны быть равны. Учителю должно хватать мудрости и терпения понимать это».

– В Бирагзанге у меня была ученица – гуманитарий, так я ей никогда не поставила даже тройку. Почему я должна ее губить? То есть, к примеру, я не могу написать сочинение, а кто-то не может решить задачу по физике. И это нормально, – считает Алла Амбалова. – После окончания 7-го и 11-го классов мои ученики писали сочинение на тему «Что мне дало изучение физики за этот год». Это был очень интересный эксперимент. До сих пор храню эти работы и перечитываю. И вот та девочка-гуманитарий написала, что, когда станет журналистом, первую статью она напишет о своей учительнице по физике, и в конце поставила три восклицательных знака.

Алла Амбалова считает себя в меру строгим педагогом. Перед началом занятий она собирает на подоконнике внушительную коллекцию сотовых телефонов учащихся, чтобы они не отвлекались на свои гаджеты.

– Я не люблю ставить двойки. И это надо очень постараться, чтобы получить у меня такую оценку, – говорит педагог. Если ученик не понимает тему, то я хоть миллиард раз объясню, в том числе и наглядно. Необязательно всем быть академиками, но базовые знания нужны каждому, чтобы не было стыдно, когда через годы их дети спросят об элементарном.

Алла Амбалова признается, что никогда не пожалела о выборе профессии. Ведь через любовь к своему предмету ей удается находить дорогу к сердцам учеников и тем самым влиять на формирование правильных ценностей у подрастающего поколения.

– В жизни встречались люди, которые сформировали меня как личность. В том числе и мои учителя. Кто-то оказывал влияние своим хорошим примером (о чем я говорила выше), а кто-то – обратным. Но это тоже было уроком, ведь я понимала, глядя на них, каким педагог точно не должен быть, – сказала собеседница.