Северная Осетия — самая густонаселенная в России. На ее территории проживает более 100 национальностей. Уровень культуры и образования у населения высокий. Республика победила в конкурсе развития инновационной инфраструктуры в сфере образования и на 4 года превратилась в Федеральную инновационную площадку по модернизации управления образованием. О приоритетных направлениях управленческой деятельности и дорожной карте министр образования и науки Северной Осетии Алан Огоев рассказал журналу «Аккредитация в образовании».
— Алан Урузмагович, какие направления деятельности министерства вышли на передний план в настоящее время?
— В условиях нового федерального закона «Об образовании в РФ», наша главная цель — повысить доступность и качество образования для каждого жителя республики. Все выпускники общеобразовательных организаций должны быть готовыми к освоению профессиональных компетенций и иметь способность адаптироваться к внешним изменениям. Для достижения этой цели предстоит добиться материально-технической оснащенности не только учреждений-лидеров, но и сельских школ и школ высокогорья. Только в этом случае подготовка к взрослой жизни будет качественной.
Другая задача — создать условия для развития детей с высокой мотивацией к обучению. На ее решение направлена республиканская целевая программа «Одаренные дети» и широко распространенное олимпиадное движение, которое министерство поддерживает и будет поддерживать и дальше.
Кроме того, мы стремимся повысить интерес детей к техническим наукам и инженерным специальностям. В республике активно развивается новое направление технического творчества — робототехника. В апреле текущего года министерство совместно с IT–парком «Алания» провели открытое первенство Северо-Кавказского федерального округа по робототехнике, в котором приняли участие более 200 человек.
В 2014 году на реализацию мероприятий для выявления и поддержки творческой молодежи в республиканском бюджете было запланировано более 6 млн рублей. В результате число участников всероссийских и международных конкурсов уже выросло на 38 процентов. Осуществляется переход на республиканскую систему оценки качества дополнительного образования детей, определены критерии выполнения государственных заданий на дополнительные образовательные услуги.
Приоритетной задачей является и создание необходимых условий для получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития. В прошлом году для этой цели был создан Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования.
Что важнее всего для достижения качества образования? В первую очередь — готовность к внедрению ФГОС. Сегодня стандартами обеспечены все уровни образования республики, от дошкольного до дополнительного. Новая философия, заложенная в основу современного образования, и основанные на ней ФГОСы требуют серьезных перемен в деятельности вузов, колледжей и техникумов. А это в свою очередь ведет к основательному изменению процесса подготовки и повышения квалификации педагогов, особенно в части учебно-методического сопровождения.
Мы стремимся формировать такую идеологию образования, в которой за результат будет приниматься развитие интереса ребенка к обучению, к познанию нового, и это станет основой, позволяющей выпускнику школы определить свое место в современном мире.
— Как в Северной Осетии решают главную проблему сегодняшней экономики — развивают подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?
— Система СПО республики находится в состоянии поэтапного реформирования. Сейчас в нее входит 21 учреждение, где идет подготовка по 45 профессиям и 54 специальностям. Общий контингент обучающихся составляет свыше 11 тыс. человек. Мы считаем систему СПО сферой стратегической и приводим содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и приоритетных направлений экономики. Республика является победителем конкурсного отбора в рамках ФЦПРО по направлению «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации».
С целью популяризации рабочих профессий мы провели на базе Ардонского аграрного-технологического колледжа открытый чемпионат профессионального мастерства республики WorldSkills Russia-2014 по 19 профессиям. Соревнование в мастерстве получило международный статус, так как в нем участвовали представители Финляндии, Германии, Латвии, Южной Осетии. Чемпионат удостоился высокой оценки представителей и руководителей WorldSkills International и общественности республики. Без сомнения, он способствовал повышению качество профессиональной подготовки и привлечению молодежи в производственные секторы экономики.
— Вы уже отметили, что уровень подготовки учителей и преподавателей имеет огромное значение для повышения качества образования. Хотелось бы знать, какие меры осуществляются, чтобы привлечь молодежь к работе в школах, техникумах, колледжах и адаптировать начинающих специалистов к нелегким условиям современных образовательных организаций.
— Вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров в числе приоритетов образовательной политики нашей республики.
Хочу подчеркнуть, что главная роль в достижении качества образования на всех уровнях принадлежала и будет принадлежать педагогу. Государство на уровне федерального закона, признало особый статус и особую роль учителя. Но при этом потребовало от него гораздо больше, чем умение «планировать и проводить учебные занятия». Профессиональный стандарт педагога предполагает, что специалист, который решил работать в школе, должен знать и уметь чрезвычайно много. Появление этого документа служит своего рода сигналом, показывающим, что нам необходимо активно работать над изменениями в организации, масштабе, содержании, технологиях подготовки педагогических кадров.
Северо-Осетинский государственный педагогический институт уже проводит мониторинг потребностей республиканской системы образования в педагогических и управленческих кадрах. Теперь предстоит разработать модель целевой контрактной подготовки, предполагающую обязательное сопровождение и гарантированное трудоустройство специалистов, и модель гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, включающую новые формы практики и механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Статус и престиж педагогической профессии в республике повышаются. Об этом свидетельствуют итоги прошедшей приемной кампании. В педагогическом институте впервые за последние годы конкурс на дошкольное и начальное отделения составил 6 человек на место. На мой взгляд, это реакция на государственную политику в области образования, прежде всего, на повышение заработной платы. Играет роль и особое отношение к молодым педагогам. В Северной Осетии ежегодно проводится конкурс «Педагогический дебют». В 2012 году, мы создали ассоциацию молодых учителей, помогающую адаптироваться специалистам, которые только приступили к педагогической деятельности. В прошлом году реализовали совместный проект республиканского министерства и Института проблем образовательной политики «Эврика» — провели конкурс «Школа кадрового резерва», нацеленный на выявление креативных и талантливых. Помогает адаптации и институт наставничества, который успешно работает на базе Республиканского института повышения квалификации работников образования, сохраняя преемственность поколений и устанавливая контакт между опытными талантливыми учителями и молодыми педагогами.
— Для такой густонаселенной и многонациональной республики, какой является Северная Осетия, важно вовлечение школьников и молодежи в социальную практику, гражданское и нравственное воспитание. Какие республиканские проекты, программы и другие мероприятия более всего этому способствуют?
— Ежегодно во Владикавказе проходит финал всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека». Это событие — знак доверия и высокой оценки эффективной работы образовательных учреждений города и всей республики в вопросах реализации приоритетного национального проекта «Образование». Ведь, как известно, развитие сферы воспитания одно из важнейших его направлений.
По инициативе главы республики Таймураза Мамсурова уже второй год успешно реализуется образовательный проект «Культура Осетии — детям», профинансированный из регионального бюджета. Как во Владикавказе, так и в районах школьники бесплатно посещают учреждения культуры и искусства — театры, концертные организации, музеи. Проект имеет большое значение для расширения кругозора и эстетического воспитания детей и подростков.
Республика участвует в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и имеет собственную целевую программу аналогичного направления на тот же период. В рамках этих программ проводится большое количество мероприятий. Это увековечивание памяти павших в борьбе за независимость нашей родины — охрана памятников, проведение субботников, экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсов военно-патриотической песни, а также мероприятий, посвященных великим праздникам.
Наши школьники принимают участие в туристско-краеведческом движении учащихся РФ «Отечество» и республиканском движении «Мой Иристон», всероссийской акции «Я — гражданин России». И то и другое посвящается 240-летия вхождения Северной Осетии в состав России.
— В чем, на ваш взгляд, состоят основные достижения высшего образования Республики Северная Осетия?
— Система высшего образования нашей республики ориентируется на лучшие традиции отечественных вузов. Нам удалось сохранить хороший уровень подготовки профессорско-преподавательского состава. Сегодня в вузах функционируют научно-исследовательские и инновационно-технологические центры, которые участвуют в международных программах и грантовых российских и зарубежных конкурсах. Например, в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова, который является родоначальником высшего профессионального образования на Северном Кавказе, с 2005 года успешно работает Центр коллективного пользования «Физика и технологии наноструктур». Во время своего приезда для участия в августовской конференции работников образования республики, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов посетил университет и предложил, чтобы вуз развивался не только как республиканский, но и как региональный центр высшего профессионального образования.
Стоит отметить, что по итогам мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений высшего образования минобрнауки РФ все четыре государственных вуза нашей республики — Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, Горский государственный аграрный университет — выдержали проверку на эффективность.
— Какие направления образовательной политики будут приоритетными в этом году и в ближайшем будущем?
— Программа развития образования республики на 2014 — 2018 годы — это дорожная карта наших действий. В первую очередь, она нацелена на совершенствование системы профессионального образования, которая должна стать современной и привлекательной, как для потенциальных абитуриентов, так и для инвесторов. При этом нужно сохранить функцию социализации подростков и усилить систему воспитательной и гражданско-патриотической работы.
Новый закон «Об образовании в РФ» позволяет создавать на базе образовательных организаций гибкую инфраструктуру для подготовки кадров по так называемым «коротким» и «длинным» программам. Делается это совместно с работодателями. Предполагается, что к 2018 году 60 процентов колледжей и техникумов республики будут иметь структурные подразделения на производстве, а часть заключит концессионные договоры о размещении на своих площадях оборудования предприятий.
Новой значимой единицей инфраструктуры системы профессионального образования республики должны стать многофункциональные центры прикладных квалификаций (их к 2018 году планируется создать не менее семи). Предполагается, что развитие сети центров даст возможность охватить все возрастные группы населения короткими, адресными, интенсивными программами профессионального обучения, а также обеспечит эффективное использование имеющихся ресурсов, расширит полномочия работодателей в управлении профессиональной подготовкой кадров и признании квалификаций.
Мы должны создать комплекс условий, включающий научно-методическое, кадровое, материальное, информационное, финансовое обеспечение профессионального образования, его открытость обществу. Должна развиваться работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Говорят, чтобы вырастить настоящий английский газон нужно косить его раз в неделю, но триста лет подряд. Эта история в чем-то напоминает и становление системы образования, ведь, чтобы добиться определенных успехов, необходима постоянная работа. В дальнейшем мы будем совершенствовать действующие механизмы образовательной сферы и создавать новые перспективные направления.
ИСТОЧНИК :http://region15.ru/articles/4035/